«Профсоюзный час»: Общественная палата, домашние задания и молодые педагоги
20 марта прошло селекторное совещание «Профсоюзный час». Главным гостем селектора стала Маргарита Русецкая, ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина и заместитель председателя Общественной палаты Москвы.
Маргарита Русецкая рассказала, каковы структура и задачи Общественной палаты города, с какими инициативами она выступает и какие проекты реализует.
Внимание уделяется широкому перечню вопросов. Общественная палата, к примеру, обеспечивает работу наблюдателей на выборах, содействует сохранению архитектурного наследия, организует консультации для жителей города, чьи дома вошли в программу реновации, контролирует условия оказания медицинских услуг… Хорошо знакомый педагогам проект «Московское долголетие» – также инициатива общественников. Впрочем, все это только часть из списка.
Существенную часть своего выступления Маргарита Русецкая уделила насущной школьной теме – теме домашних заданий.
– Домашнее задание мы обсуждаем уже на протяжении, наверное, трех месяцев, проводим круглые столы. И если в самом начале даже у экспертов не было единой позиции по тому, какими должны быть домашние задания, то сейчас в диалоге с педагогами, руководителями, родителями и даже со школьниками мы не просто пришли к какому-то консолидированному отношению к этой проблеме, а вышли на уровень реальных методических разработок, – пояснила гостья.
По мнению самой Русецкой, домашнее задание должно быть разработано под каждую школьную ступень. Так, младшеклассники ориентированы на игровой формат обучения, ученики средних классов уже получили навыки самостоятельной работы и настроены на «впитывание» знаний, старшеклассники готовятся к выбору профессии… Кроме того, домашняя работа должна быть дозированной, посильной для ребенка; важно помнить, что она дается ученику, а не его родителю. Однако вообще без нее не обойтись.
– Есть пример наших коллег – Франции, которая отказалась от домашних заданий для того, чтобы выровнять условия мигрантов, которые не имеют ни рабочего стола, ни компьютера, ни вообще условий для выполнения домашних заданий, и всех остальных французов. И министерство образования уже опубликовало данные, которые показали падение результатов по итоговым проверочным работам, – отметила Маргарита Николаевна.
Ответы педагогов
Тему продолжил заместитель председателя МГО Профсоюза Сергей Горбун. Он рассказал о результатах опроса «Домашнее задание: «за» и «против», в котором приняли участие 3134 человека.
Этот опрос показал, что санитарные правила и нормы, которые определяют объем времени на выполнение домашнего задания в разных классах, знают 89,1% опрошенных, при этом только 59,2% придерживаются их всегда.
По мнению 89,1% респондентов, задания на дом, в первую очередь, нужны для закрепления пройденного на уроке. Также многие считают, что д/з хороши для расширения кругозора и получения новых знаний (52,7%), для развития навыков (50,3%).
В основном, задания даются для всего класса (66,4%). Зачастую они письменные (50,4%) и творческие (37%). Для 13,9% опрошенных они предполагают использование МЭШ.
Не задают «домашку» только 0,2% педагогов, прошедших опрос. Но всегда и у всех ее проверяют лишь 58,6%. Кто-то делает это выборочно (17,3%), кто-то – время от времени (16%). При этом самые дисциплинированные среди педагогов – учителя начальных классов: 86,1% из них осуществляют проверку домашнего задания каждый раз у всех учеников.
При этом 44,9% респондентов выступают за сохранение обязательного домашнего задания, а больше четверти (27,3%) считают, что нужно внедрять домашнюю работу по выбору или с учетом уровня знаний учащегося.
Таковы итоги опроса «Домашнее задание: «за» и «против». Теперь же мы предлагаем вам высказаться о нагрузке педагога. Опрос «Работа – не волк?..» – уже на mgoprof.ru.
И в театр, и на матч
Вместе с тем в повестку селектора вошел вопрос о профсоюзной социальной программе «От спорта – к искусству», по которой членам профсоюза предоставляются билеты на разные мероприятия по льготной цене и бесплатно. Главный специалист организационного отдела Наталья Саванчук, ответственная за это направление, сообщила, как развивается проект. За прошедший год возможностями программы воспользовались 63 416 человек.
Также в 2018 году вызвал к себе интерес новый социальный проект «ПрофФитнес», который действовал в пилотном режиме. Членам профсоюза предлагалась дотация при приобретении годовых абонементов в фитнес-клубы. Участниками программы стали 132 человека, средний размер «компенсации» составил 3600 рублей. Теперь проект продолжает свою работу, при этом у него появился новый партнер среди сетевых фитнес-клубов – это сеть World Class.
Подробнее о программах «ПрофФитнес» и «От спорта – к искусству» можно узнать в соответствующих разделах на нашем сайте.
Обучение на выходных
Завершился селектор подключением из Северо-Западного округа. Заместитель председателя ТПО СЗАО Анна Емельянова и молодые педагоги рассказали, как в минувшие выходные прошел семинар в Поведниках. Программа выезда была направлена на профессиональное развитие и личностный рост учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, которые проработали в учреждениях не более трех лет. Они изучали школьные и федеральные документы вместе с профсоюзным юристом, укрепляли навыки бесконфликтного общения, разрабатывали и планировали мероприятия для Совета молодых педагогов в МРСД и даже учились актерскому мастерству.
Презентации селектора – скачать
Запись селектора – посмотреть