Коронавирус и работа. Разъяснения. Ч. 1 — МГО Общероссийского Профсоюза образования

Коронавирус и работа. Разъяснения. Ч. 1

Из-за коронавируса в Москве ввели режим повышенной готовности. Педагогов волнует, как это может отразиться на их работе, оплате труда и так далее. Поэтому специалисты МГО Профсоюза решили подготовить разъяснения. Запланировано несколько публикаций в формате «вопрос-ответ». И эта – первая.

Для начала нужно отметить, что:

Сейчас образовательные организации реализуют свою деятельность на основании:

— Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (в редакции от 26 марта 2020 года №31-УМ);
— Приказа ДОНМ № 89 от 6 марта 2020 года;
— приказов образовательных организаций.

Действующее трудовое законодательство не содержит нормы, которые регламентируют нюансы трудовых отношений при наступлении чрезвычайных обстоятельств. Поэтому, отвечая на вопросы педагогов, целесообразно опираться на разъяснения и рекомендации, опубликованные на официальных сайтах исполнительных органов власти, Минтруда РФ, Роспотребнадзора, оперативного штаба по борьбе с коронавирусом, Мосгорздрава.

№ 1. Меняется ли режим рабочего времени педагогических работников из-за перехода учащихся на дистанционное обучение? Требуется ли обязательное присутствие педагога в образовательной организации за пределами нормируемой части его рабочего времени?

Продолжительность и режим рабочего времени педагогических работников, как и прежде, регулируются следующими приказами Министерства образования и науки РФ:
— № 1601 от 22 декабря 2014 года «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»;
— № 536 от 11 мая 2016 года «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Увеличение учебной нагрузки без письменного согласия работника, а также требование обязательного присутствия на рабочем месте в случае, когда работник свободен от проведения занятий и выполнения других дополнительных обязанностей, является нарушением трудового и образовательного права (пункт 2.4 Приказа № 536).

№ 2. Могут ли педагогические работники работать удаленно, из дома?

Да, удаленная работа возможна, но по решению работодателя и не для всех категорий педагогических работников. Она оформляется приказом руководителя образовательной организации на основании письменного заявления работника.

Согласно памятке на сайте Минтруда РФ, чтобы перевести работников на работу на дому, работодатель должен:

1) Определить списки работников, переводимых на удаленную работу, и порядок организации такой работы. Порядок организации работы подразумевает под собой график, способы обмена информацией о заданиях и их выполнении.
2) Издать приказ о временном переводе на удаленную работу и ознакомить с ним работников.

Важно убедиться, что у работника есть ресурсы для выполнения работы. Письменное заявление работника, изъявившего желание работать удаленно, подтверждает наличие у него таких ресурсов.

Отказать в возможности временно работать из дома – право работодателя. Согласно специфике работы, квалификационным характеристикам и профстандартам определенных категорий работников (например, воспитателей или помощников воспитателя), их трудовая функция не может реализовываться удаленно.

Также работодатель может отказать в переводе на удаленную работу тем, чье нахождение на рабочем месте является критически важным для функционирования организации (заместителю директора, технику-смотрителю и т.д.).

№ 3. Требуется ли оформлять дополнительные соглашения к трудовым договорам при удаленной работе?
Заключение дополнительного соглашения не требуется. У работника меняется не место работы, а рабочее место, а это разные понятия.

Место работы, которое в силу ст. 57 ТК РФ является существенным условием трудового договора, – это образовательная организация. Изменение места работы должно реализовываться в порядке, установленном ст. 72 ТК РФ, с обязательным уведомлением работника за 2 месяца и оформлением дополнительного соглашения. Рабочее место не является существенным условием трудового договора.

Использование дистанционных технологий в образовательном процессе не меняет трудовой функции педагога. Он, как и прежде, планирует учебные занятия, проводит их, проверяет домашнее задание, оценивает знания обучающихся, взаимодействует с родителями и другими педагогами, выполняет обязанности классного руководителя и т.д., но в иных формах. При этом работник по-прежнему осуществляет свои функции в рамках установленного расписания учебных занятий, индивидуальных графиков работы, графиков работы образовательной организации.

Таким образом, ввиду отсутствия изменений существенных условий трудового договора, предусмотренных ст. 57 ТК РФ, оформление дополнительного соглашения к трудовому договору не требуется.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *


МГО Профсоюза образования

МГО Профсоюза образования является крупнейшей профсоюзной организацией города. Каждый день мы отстаиваем права наших учителей, преподавателей вузов и студентов, а также помогаем им в сложных ситуациях. Сегодня под защитой профсоюза находится более 250 000 человек, от которых зависит не только то, каким станет отечественное образование, но и само будущее нашей страны. На сайте Вы сможете подробнее ознакомиться с нашей деятельностью, а также будете в курсе самых важных новостей в российском образовании.


ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

8 (495) 688-57-74


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться