Эффективные коммуникации для профоргов вузов
Как организовать продуктивное взаимодействие с членами своей профсоюзной группы? Как выбрать правильный канал для эффективного общения и получить обратную связь? Как создать из профактива профгрупорга команду, которая будет вместе с ним работать и на практике реализовывать задачи, стоящие перед всей первичной профсоюзной организацией?
На эти вопросы в ходе сессии участники не только получали профессиональные ответы модераторов, но и сами вырабатывали свои предложения, тактику конкретных действий на ближайшую перспективу. Поэтому цель сессии, формирование эффективных коммуникаций внутри подразделения и между структурными подразделениями первичной профсоюзной организации вуза, была достигнута не только за счет развития профессиональных компетенций профгрупоргов, но и в результате их креативной работы.
В самом начале стратегической сессии на входной доске участникам было предложено проголосовать за те виды коммуникаций, которые они чаще всего используют в своей работе. Непосредственные, лицом к лицу коммуникации, конечно, оказались самыми востребованными, хотя цифровые каналы общения также рассматривались как весьма актуальные.
Особое внимание профгрупорги уделили коммуникациям, которые проходят по графику, т.к. нехватка времени заставляет беречь свой временной ресурс, а время на профсоюзную работу необходимо использовать рационально и эффективно.
Подробно участниками сессии были проанализированы трудозатраты профгрупорга, структура которых была представлена на базе основных направлений профсоюзной работы с учетом специфики профсоюзного руководителя структурного подразделения вуза.
Наибольшая доля трудозатрат профгрупорга приходится на осуществление защитной функции: предупреждение и разрешение трудовых споров и конфликтов; сбор и передача информации о возможностях членов профсоюза по получению социальной, психологической и профессиональной поддержки. Работа по мотивации и информирование о деятельности профсоюзной организации и мероприятиях, проводимых для работников, заняли в этом рейтинге следующие две позиции.
Далее профгрупорги углубились в особенности формирования коммуникационного процесса, изучили соответствующую модель. Чтобы четко проанализировать уровень развития организационных коммуникаций, участники сессии на основе «Колеса баланса» эффективности организационных коммуникаций оценили от 0 до 10-и баллов систему обратной связи и сбора предложений в своей профсоюзной группе, управленческие действия для обмена информацией по вертикали и горизонтали, использование внутриорганизационных цифровых и нецифровых информационных систем в своей ежедневной работе. Особое внимание во время этого оценивания было уделено регулированию информационных потоков.
Работа со специально разработанной матрицей, которая позволяет понять, чем команда отличается от группы, дала возможность профсоюзным руководителям структурных подразделений вузов оценить свой профактив и понять, является ли он сплоченной командой и какие позиции в командообразовании еще надо проработать.
Открытый сбор идей на тему критериев, по которым можно оценить эффективность работы профгрупорга, последующая кластеризация собранных предложений и голосование участников сессии по каждому сформированному критерию, выявили определенные дефициты в организации эффективных коммуникаций в профсоюзной группе, а также между структурными подразделениями вуза: незнание инструментов управления организацией, отсутствие командной работы у профактива, несистематическое повышение квалификации профгрупоргов, недостаточный уровень метакомпетенций.
Оценив дефициты в организации процесса коммуникаций, определив барьеры, которые профгрупоргам надо преодолеть, чтобы сделать свою командную работу с профсоюзным активом и членами профсоюза более технологичной, в каждой учебной группе участники сессии разработали план неотложных действий для профсоюзных команд структурных подразделений вузов по преодолению барьеров на пути эффективных коммуникаций. Эти планы действий в конце сессионного дня были представлены спикерами от учебных групп всей аудитории.
На следующий день стратегическая сессия была продолжена со спикерами учебных команд. Планы действий, предложенные в предыдущий день, были проанализированы, систематизированы и интегрированы на основе проектной стратегии. Наиболее актуальной позицией в интегрированном плане действий для профгрупоргов и профактива стало проведение креативного массового мероприятия со своей профсоюзной группой, в ходе которого необходимо презентовать публичный отчет ППО и познакомить членов профсоюза с Уставом Общероссийского Профсоюза образования и с Положением о структурных подразделениях первичной профсоюзной организации.